Стиренко А. С.
3ds Max 2009
3ds Max Design 2009
Самоучитель
Система трехмерного моделирования, визуализации и анимации 
3ds Max компании Autodesk в представлении не нуждается, поскольку давно уже стала стандартом де факто как для начинающих пользователей, только осваивающих азы 3D моделирования, так и для профессиональных дизайнеров, архитекторов, аниматоров и прочих специалистов, использующих в повседневной деятельности электронные трехмерные модели. В данной книге описаны базовые средства 3ds Max 2009 и 3ds Max Design 2009, необходимые для освоения системы 3ds Max на уровне начинающего пользователя. 
После прочтения этой книги и выполнения всех приведенных в ней упражнений вы сможете самостоятельно работать с 3ds Max, начиная от создания трехмерных моделей реальных объектов и получения
визуализированных изображений фотореалистичного качества и заканчивая со зданием компьютерной анимации. Начало>>>

2. Базовые методы работы с 3D сценами

В главе 1 мы уже касались темы работы с 3D сценами. В самом простом случае любой пользователь Windows не должен испытывать затруднений при открытии и сохранении 3D сцен. Однако поскольку навыки работы с трехмерными сценами относятся к необходимым для освоения 3ds Max, мы, прежде чем двигаться дальше, в данной
главе рассмотрим некоторые не столь однозначные аспекты сохранения сцены и ее элементов, а также открытия ранее сохраненных файлов в формате 3ds Max.

Сохранение трехмерной сцены и
ее элементов

Трехмерная сцена — это файл с расширением .max, в котором содержится вся информация об объектах трехмерной модели, освещении, материалах, камерах и других элементах, необходимых для получения конечного изображения или анимации. Для сохранения текущего состояния сцены можно воспользоваться следующими командами меню.

File Save — если сцена еще ни разу не сохранялась, то при выборе этой команды или нажатия Ctrl+S откроется диалоговое окно
Save File As (рис. 2.1). При работе со сценой, для которой уже было определено имя, диалоговое окно Save File As не открывается, а все изменения сохраняются в файле с текущим именем.
FileSave As — сохранение сцены под новым именем с помощью
диалогового окна Save File As.




Рис. 2.1. 
Диалоговое окно Save File As



FileSave Copy As — сохранение копии сцены под именем, заданным с помощью диалогового окна Save File As Copy, аналогичного окну Save File As; при этом имя и содержимое текущей сцены не изменяются. FileSave Selected — эта команда доступна только в том случае, если в сцене выделен хотя бы один объект. Она сохраняет выделенные объекты в отдельном файле с помощью диалогового окна Save File As.


При работе с диалоговым окном File Save As существует ряд особенностей, которые присущи лишь системе 3ds Max.
Папку, которая выбрана по умолчанию в момент открытия этого окна, можно изменить с помощью команды меню File Set Project Folder. При этом в указанной папке будут автоматически созданы вложенные папки для хранения различных элементов 3ds Max.

Историю обращения к различным папкам с файлами 3ds Max можно
просмотреть с помощью раскрывающегося списка History. Если щелкнуть на кнопке «+», расположенной справа от кнопки Сохранить, то к имени нового файла буде автоматически добавлен числовой счетчик со значением, увеличенным на единицу. Например, при сохранении файла Павильон.max в этом случае был бы создан файл с именем Павильон01.max. Сцены и их элементы можно сохранять в виде так называемых персонажей (character) в файлах с расширением .chr (выбирается в раскрывающемся списке Тип файла). Персонаж — это, по сути, обычная модель 3ds Max,
которую можно внедрить в существующую трехмерную сцену.
Содержимое выбранной сцены или персонажа отображается в виде миниатюры в поле Thumbnail.




Импорт сцены из файла
другого формата


Система 3ds Max позволяет импортировать файлы, созданные в таких системах проектирования, как Autodesk AutoCAD, Autodesk Inventor, 3D Studio for DOS, а также целого ряда систем двухмерного черчения и рисования. Для импорта файлов предназначена команда меню FileImport. В результате выполнения этой команды откроется диалоговое окно Select File to Import (рис. 2.2), в котором необходимо указать папку размещения, имя и формат импортируемого файла и
щелкнуть на кнопке Открыть.


Рис. 2.2. Диалоговое окно Select File to Import


Экспорт сцены в файл другого формата


Для экспортирования открытой в 3ds Max трехмерной сцены в 
другой формат,включая 3D Studio for DOS, Autodesk AutoCAD, Adobe Illustrator, VRML97 и др.,
предназначена команда меню FileExportВ результате выполнения этой команды откроется диалоговое окно Select File to Import (рис. 2.3), в котором необходимо указать папку размещения, имя и формат целевого файла и щелкнуть Сохранить.







Рис. 2.3. 
Диалоговое окно Select File to Export




Создание новой сцены

Для создания новой сцены в 3ds Max предназначена команда меню
File New (клавиатурный эквивалент — Ctrl+N), в результате 
выполнения которой будет предложено сохранить текущий измененный файл (если в нем присутствуют какие либо несохраненные изменения), а затем появится диалоговое окно 
New Scene (рис. 2.4.).

   Если в этом окне выбрать переключатель Keep Objects and Hierarchy,
а затем щелкнуть на кнопке ОК, то в новую трехмерную сцену будут
скопированы все объекты и иерархические связи из текущей сцены.

   Переключателю Keep Objects соответствует копирование только
объектов, без иерархических связей, а переключателю New All — создание пустой сцены.




Рис. 2.4. 
Диалоговое окно New Scene

Открытие и внедрение
трехмерных сцен и персонажей


   Для того чтобы загрузить сцену или персонаж в окно 3ds Max, необходимо выбрать
из меню команду FileOpen (клавиатурный эквивалент — Ctrl+O). Приэтом
будет предложено сохранить текущий измененный файл (если в нем
присутствуют какие либо несохраненные изменения), а затем откроется диалоговое
окно Open File, полностью аналогичное диалоговому окну Save File As
(см.рис. 2.1) за тем исключением, что вместо кнопки Сохранить в нем используется
кнопка Открыть.

Совет
Один из девяти файлов, которые открывались последними, можно открыть
с помощью подменю File Open Recent (рис. 2.5).

Рис. 2.5. 
Открытие файла с помощью меню Open Recent

Внедрение в текущую сцену
содержимого внешнего файла


Для того чтобы внедрить содержимое сцены или персонажа в текущую сцену
3dsMax, предназначена команда меню FileMerge. По этой команде
открывается диалоговое окно Merge File, полностью идентичное
окну Open File.
Суть внедрения заключается в то, что при внедрении пользователь может
выбрать только то содержимое файла, которое его интересует. Проиллюстрируем
процесс внедрения на следующем примере.

Пример
Внедрите в трехмерную сцену объект из файла персонажа.
Выполните такую последовательность действий.
    1. Откройте ранее сохраненный файл Павильон.max, если он еще не открыт
        в окне 3ds Max.
    2. Щелкните на кнопке Select Object панели инструментов Main Toolbar, а
        затем щелкните в сцене на объекте Купол.
    3. Выберите из меню команду FileSave Selected и сохраните шар в виде
        персонажа в файле Шар.chr.
    4. Нажмите клавишу Delete, чтобы удалить объект Купол.
    5. Выберите из меню команду File Merge, в диалоговом окне Merge File в
        раскрывающемся списке Тип файлов выберите элемент 3ds Max Characters
        (*.chr), найдите папку с файлом Шар.chr, выберите этот файл в списке
        (рис ь2.6) и щелкните на кнопке Открыть.
    6. В результате откроется диалоговое окно Merge (рис. 2.7), предназначенное
        для поиска и выбора тех элементов в файле .max или .chr, которые
        необходимо добавить в текущую сцену. Для сортировки списка объектов
        по именам, по типам и по цвету предназначена группа переключателей Sort.

С помощью набора флажков List types можно отобразить только объекты того
или иного типа. Кнопки All служат для выделения всех объектов в списке и
установки всех флажков в группе List types. Действие кнопки None обратное
действию кнопки All. Кнопка Invert инвертирует выбор объектов в списке
или установку флажков. Остальные флажки, а также кнопка Influences име
ют отношение к связанным объектам. Для быстрого поиска объекта можно
ввести первые символы его имени в поле, расположенном над списком. По
умолчанию поиск не чувствителен к регистру символов. Для того чтобы за
дать поиск в точном соответствии с регистром, следует установить флажок
Find Case Sensitive.

Итак, выберите в списке в диалоговом окне Merge эле
мент Купол и щелкните на кнопке ОК. В результате ранее
удаленный объект опять появился в сцене.

Продолжение следует...